Основные этапы развития ISO
1885 – 1920 г. - зарождение в школе научного управления ( Scientific Management ) истоков менеджмента качества. Разработка Ф.У. Тейлором первых методов регулирования качества, связанных с выходным контролем при изготовлении изделия.
В 20-е – 50-е гг. ХХ века - развитие статистических методов контроля качества - SQC (В.А. Шухарт, Г.Ф. Додж, Г.Г. Роминг и др.). Осуществление перехода от контроля качества отдельно взятого изделия к контролю процессов. Начало статистических методов управления качеством. Широкое распространение их в Японии (Э.Деминг).
50-е – 80-е гг. ХХ века - этап системной организации работ по качеству. Контроль качества заменяется управлением качеством.
1946 г . - создание Международной организации по стандартизации - ISO (International Organization for Standartization).
Цель ISO - развитие принципов стандартизации и проектирование на их основе стандартов, способствующих интеграционным процессам в разных областях и направлениях деятельности.
1987 год – появление разработанной комитетом ISO (Международная организация по стандартизации) серии стандартов ISO 9000 (на основе британского стандарта BS 5750). Опубликование пяти стандартов серии ( ISO 9000-87, ISO 9001-87, ISO 9002-87, ISO 9003-87, ISO 9004-87) и словаря терминов в области обеспечения качества ( ISO 8402-86).
Инициатива создания новых стандартов исходит от организаций, использующих стандарты - производителей продукции или услуг, нуждающихся в их интеграции с другой продукцией или услугами. Требования стандартов - минимальные, ориентированные на среднестатистические предприятия.
1994 г – появление следующей версии стандартов серии ISO 9000 (ISO 9000/94) (повторение структуры стандартов версии 1987 г. с устранением и расшифровкой неясных моментов).
В 2000 г. - разработка третьей версии стандартов ISO 9000:2000.
Стандарты серии ISO 9000 2000 г. вместе образуют согласованный комплекс стандартов на системы менеджмента качества, содействующий взаимопониманию в национальной и международной торговле.
На сегодняшний день в мире количество предприятий, сертифицированных по стандартам ISO 9000, превышает 500 тысяч. Лидеры – Китай, Япония, страны Западной Европы, США. В последние годы активную работу по внедрению системы менеджмента качества на своих предприятиях ведут страны Восточной Европы и СНГ.
1742 г . – введение при Дворе специальной должности, обладатель которой должен был находить товары качественные и достойные или выписывать их из-за границы.
1824 г . – купцы, постоянно поставляющие свою продукцию ко двору, стали получать диплом и звание «поставщик Двора Его Императорского Величества», а также право украшать торговые щиты императорским гербом.
Первые системы качества в СССР:
- Саратовская система – бездефектное изготовление продукции (БИП) и сдача её ОТК с первого предъявления ( 1955 г.);
- Горьковская система – качество, надёжность, ресурс с первых изделий (КАНАРСПИ) ( 1958 г.),
- Ярославская система – научная организация работ по увеличению моторесурса двигателей (НОРМ) ( 1963 г.).
1967г. – в целях повышения эффективности общественного производства был учрежден Государственный знак качества СССР.
80-е гг. ХХ века - принятие стандартов ISO 9001-87, ISO 9002-87, ISO 9003-87 для прямого использования в виде государственных стандартов.
В настоящее время международному стандарту ISO 9001 полностью соответствует российский стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
Количество сертифицированных предприятий России составляет около 50 тысяч. Имеется возможность получения сертификатов ISO 9000 как крупными предприятиями, так и предприятиями малого и среднего бизнеса.